Когда гуляешь по Невскому проспекту, то собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, открывающийся взгляду в глубине набережной канала Грибоедова, заставляет еще и еще раз остановиться. Есть что-то в нем притягательное.

 Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге

Так было не один раз, когда судьба забрасывала меня в северную столицу. Но еще ни разу не удавалось заглянуть внутрь. И вот в этот раз многолетняя мечта осуществилась! И мне удалось побывать внутри этого чудесного храма-памятника. И надо сказать, что внутреннее убранство собора столь же восхитительно, как и внешнее. Но обо всем по-порядку.

Страшное место

Шла последняя четверть XIX века, уже отменили крепостное право и провели серию «великих реформ». Инициатором тех масштабных преобразований стал император Александр II.

Казалось бы, результатом реформ должно было стать не только ускорение экономического развития страны, но также улучшение общественного благополучия и сплочение подданных вокруг своего монарха.

Однако в действительности последствия реформ не только не остановили, но еще более стимулировали революционное движение, передовым отрядом которого в то время были народники. Они ратовали за свержение монархии и социализм.

Поскольку монархия не шла ни на какие демократические уступки, то революционеры пошли по пути ужесточения методов борьбы с властью. Закономерным итогом этого стало провозглашение индивидуального террора как главного метода действия, а целью — физическое устранение монарха.

В конце 1870-х годов была создана революционная организация «Народная воля» и по стране прокатилась серия политических убийств. Началась охота на царя. Первые два покушения не дали результата, третье же завершилось убийством Александра II. Произошло это 1 марта 1881 года на Екатерининском канале, который сейчас носит имя А.С. Грибоедова, в том месте, где сейчас стоит церковь Спаса-на-Крови.

Александр II, портрет

В этот день царь направлялся в Зимний дворец из Манежа. У него была назначена важная встреча, и Александр II торопился. Руководительница покушения народоволка Софья Перовская расставила четырех бомбистов у поворота от набережной Екатерининского канала на набережную Мойки. Они должны были бросить снаряды в царскую карету по ее сигналу – взмаху платка.

Когда экипаж поравнялся с первым из террористов Николаем Рысаковым, тот кинул приготовленную бомбу. Однако царь не только не был убит, но даже не пострадал. Он вышел из кареты, чтобы увидеть человека, желавшего его смерти. И в этот самый момент был смертельно ранен вторым участником покушения: Игнатием Гриневицким, который остался незамеченным охраной.

Террорист фактически взорвал себя вместе с царем. Одновременно с ними погибли казак А.Малеичев и случайный прохожий – 14-летний мальчик Коля Захаров, служивший в мясной лавке и относивший заказ покупателю. И еще 17 человек были ранены.

Александра II отвезли в Зимний, где он вскоре умер. Гриневицкого доставили в Конюшенный госпиталь, где он скончался почти одновременно с человеком, которого убил. Остальные террористы – первомартовцы были схвачены и вскоре после суда повешены.

Храм-памятник

По древней русской традиции на месте знаковых событий возводятся храмы. Совсем недавно нам удалось побывать в одном из них, который находится в Екатеринбурге на месте Ипатьевского дома, где в 1918 году была расстреляна царская семья Николая II.

И вот теперь, в Питере мы снова стоим возле храма Спаса-на-Крови. Его полное название Собор Воскресения Христова на Крови.

 Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге

А решение об увековечении памяти убитого царя и возведения на месте его гибели храма-памятника было принято в 1883 году. Так имена Александр и Спас-на-Крови оказались неразрывно связанными.

Строительство собора длилось 24 года, и он был освящен 19 августа 1907 года. На этой церемонии присутствовал другой император: Николай II, который через десятилетие повторит мученический подвиг своего царственного предшественника Александра II.

Драматические годы

До революции Спас-на-Крови был действующим храмом со своим приходом. После событий 1917 года, установления советской власти и провозглашения государственного атеизма финансирование прихода прекратилось. Но, несмотря на это, службы здесь проводились до 1930 года, когда было принято решение храм закрыть. Постановили, что памятники «царского режима» теперь никому не нужны  и собор следует разобрать.

История Воскресенского собора далее складывалась драматично. До войны его разрушить не успели, но в годы блокады он был превращен в морг. Сюда привозили умерших от голода.

После войны в соборе располагался склад для декораций Малого оперного театра.

В начале 1960-х годов Спас-на-Крови опять чуть было не погиб. Теперь причина была в немецком 150-килограммовом фугасном снаряде, который, не разорвавшись, застрял в перекрытии одного из куполов. Его обнаружили совершенно случайно в 1961 году.

Фактически один из самых необычных памятников Ленинграда находился под угрозой взрыва в течение 18 лет. Операция по извлечению фугаса и его вывозу на Пулковские высоты, где он был взорван, вошла в историю саперного дела.

За более чем 50 лет бездействия храма и отсутствия в нем отопления внутреннее убранство оказалось на грани гибели. Особенно разрушительными были годы блокады Ленинграда и складирования здесь театральных декораций.

Вновь для посетителей храм-памятник открылся 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения. А первая литургия была отслужена лишь 23 мая 2004 года.

Архитектура собора

Этот собор необычен для Петербурга – имперской столицы России. Ее стройная, парадная и немного чопорная архитектура явно тяготеет к европейскому стилю. Это не случайно, ведь Петр I – основатель города «прорубил окно в Европу» и вывел нашу страну в число основных мировых держав.

И вдруг в этом самом европейском городе России возводится собор в традиционном стиле. На первый взгляд Питер и Спас-на-Крови кажутся не сочетаемыми друг с другом. Но это не так. Новый император Александр III, по велению которого и был возведен храм, был ярым русофилом, считавшим интересы своей страны более важными по сравнению с международными делами.

 Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге

Спас-на-Крови в СПб  – это затейливая игра резных пилястр, наличников и кокошников, ярких главок 9 живописно скомпонованных куполов, узорчатой каменной резьбы, что вызывают прямую ассоциацию с Собором Василия Блаженного на Красной площади.

 Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге

Интересно, что проектировали это сооружение два человека. Первый – Альфред Парланд, русский шотландец, второй – Игнатий Малышев, священник и настоятель Троице-Сергиевой пустыни. Сочетание европейского рационализма, который привнес в Спас-на-Крови архитектор Парланд, и русского религиозного чувства, вероятно, позволили возвести столь необычный памятник.

Внутреннее убранство храма

Когда мы вошли внутрь храма, то первое что увидели – это часть решетки Екатерининского канала и кусочек мостовой в том месте, где упал сраженный бомбой царь.

 Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, Сень над местом смертельного ранения Александра II

Она находится ниже уровня пола

 Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, Сень над местом смертельного ранения Александра II

и над ней возведен небольшой купол и горит лампада. Общая высота сооружения 14 метров.

 Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, Сень над местом смертельного ранения Александра II

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II выполнена из драгоценных и поделочных камней: родонита, яшмы и змеевика. Удивительно, что на создание такой богатой отделки сени было потрачено почти столько же средств, сколько на создание всего остального храма.

 Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге внутри

На мраморном полу располагается более 45 мозаичных «ковров», каждый из которых имеет свой оригинальный узор.

 Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, мраморный пол

Общая площадь этого драгоценного покрытия более 600 кв.м.

Самое поражающее, что есть в Спасе-на-Крови внутри — это великолепные мозаики, в числе авторов которых были В.Васнецов и М.Нестеров.

 Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, мозаика внутри

Они покрывают все стены от пола до потолка. Просто дух захватывает от такой красоты!

 Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, мозаика внутри

Как нам было рассказано, мозаика в храме имеет площадь более 7 тысяч кв.м.

 Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, мозаика

Мозаичные картины можно рассматривать бесконечно. Все евангельские сюжеты выглядят удивительно живо.

 Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, иконы из мозаики

И даже под куполами храма сверху на нас смотрят удивительно живые глаза с мозаичных икон.

 Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, мозаичная икона под куполом

И еще одной достопримечательностью Собора Спаса-на-Крови, безусловно, является его резной иконостас.

 Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге внутри

Кажется, что он деревянный, но на самом деле изготовлен из цветного итальянского мрамора. Его оттенки подобраны настолько точно, что даже вблизи очень трудно поверить, что это не резьба по дереву, настолько естественны цвета и тонко выполнена работа.

 Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, резной иконостас

Над резными кокошниками (над вратами) со временем будут установлены 3 креста из горного хрусталя, похожие на те, которые были здесь  до революции. В настоящее время идут работы по их воссозданию.

Царские врата удивляют . По бокам располагаются по 3 резных колоны, каждая из которых имеет свой неповторимый узор.

 Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, резной иконостас

Киоты на иконостасах украшены удивительными цветочными узорами из яшмы.

 Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, резные украшения иконостаса

Свет, проникающий через многочисленные окна, отражается в кусочках цветной слюды, из которой составлены мозаичные панно, и это создает не трагичное, а очень светлое настроение.

Спас на крови – это не памятник смерти, а мемориал, дающий надежду на жизнь.

Украшение Петербурга

Сейчас Спас-на-Крови – это один из самых посещаемых музеев города. Практически, любые экскурсионные программы включают эту достопримечательность к обязательному посещению для туристов.

Но проще всего, конечно, сделать это самостоятельно. Как добраться до Спаса-на-Крови? Очень просто!

Нужно доехать на метро до станции «Невский проспект» и выйти на канал Грибоедова. Небольшая прогулка по его набережной и Вы — у цели. Точный адрес собора: набережная канала Грибоедова, д. 2-А.

Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, режим работы

Храм-музей работает ежедневно (кроме среды) с 10.30 до 22.30. Стоимость билета 250 руб. (данные на лето 2015 года). Также здесь есть музей камня, в который можно попасть за 100 руб. Во второй музей мы не пошли: мало было времени, да еще остались яркие впечатления от авторской коллекции камней в Екатеринбурге, где мы побывали 2 месяца назад.

Время пребывания в храме неограниченно. Можно воспользоваться аудиогидом (за 100 руб.) и ходить самостоятельно.  Мы же решили воспользоваться услугами экскурсовода. Его стоимость включена в билет. По мере формирования группы посетителей возле входа, к ней «прикрепляется» экскурсовод, который водит по храму и рассказывает об истории и архитектуре.

Не стоит забывать, что Спас-на-Крови (храм Воскресения Христова) – это не только памятник, но и действующий храм. Для тех, кто планирует его посещение нужно знать, что во время службы экскурсии не проводятся. А те, кто хочет бесплатно попасть внутрь, наоборот, могут узнать расписание богослужений.

На карте места в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где уже удалось побывать.

Поделитесь в комментариях, в каких храмах-памятниках вы бывали и какие из них запомнились больше всего.

Один комментарий

  1. александр

    зачем нужен храм если в нём не ведутся литургии и вечерни ..такой музей городу не нужен потому что это публичное кощунство перед Христом ..если храм не будет исполнять своей прямой обязанности его могут взорвать как это уже было с царевичем Дмитрием .. мне очень жаль

    Ответить

Leave a Reply to александр Cancel Reply

Ваш электронный адрес останется в секрете и не будет опубликован