Паром Тиват — Херцег-Нови в Черногории курсирует по прекрасной Боко-Которской бухте и соединяет её живописные берега. На самом деле, паромная переправа, если уж быть совсем точной, соединяет два города: Лепетани и Каменари.

Паром Лепетани-Каменари на карте Черногории

Но в названии чаще употребляются наиболее известные туристические города в Черногории: Тиват и Герцег-Нови. Именно эти названия наиболее известны любителям путешествий, поэтому не будем отступать от привычной всем терминологии.

Позвольте пригласить вас на восхитительную морскую прогулку по одной, пожалуй, из самых красивых бухт мира. Раньше я бы не смогла представить, что 10-минутная переправа на пароме приведет к таким высокопарным заявлениям. Но это реально было очень красиво!

Пролив Вериге: разделяющий и соединяющий

Много лет назад пролив Вериге — самое узкое место бухты Боки — являлся, можно сказать, естественной границей между двумя государствами: Боснией и Сербией. Потом он разделял конфликтующих друг с другом турков и венецианцев.

Но время шло, отношения между странами и их народами наладились, и пролив стал связывать 2 берега.

Боко-Которский залив, Черногория

Место, где работает переправа, считается самым узким в заливе. Расстояние между берегами по воде здесь равняется всего 300 метрам.

Залив Вериге и город Каменари, Черногория

Интересный факт: в старину именно здесь протягивали железные цепи, чтобы не дать вражеским кораблям проникнуть вглубь бухты. Отсюда и название: пролив Вериге. Вериги — это значит цепи.

Считается, что первые пристани (условно, конечно) на обоих берегах появились в 1898 году. Строителями-первопроходцами стали Ш. Милошевич и Ш. Секулович. Оба они были жителями посёлка Каменари.

В то же время появились первые приспособления для перевозки по воде не только людей, но и грузов. Так, например, для перевозки одной кареты использовали примитивные плоты в виде двух, сбитых вместе, лодок. Такое приспособление здесь называлось катарре.

Первые паромы из деревянных лодок через пролив Вериге в Черногории

Интересен факт о том, что лошадям, которые в то время перевозили те же кареты, места на таком небольшом сооружении не оставалось. Их привязывали за узду к лодке, и лошадки вплавь, своим ходом и своими силами переплывали узкий пролив.

В начале 20-го века братья Михо и Энерико Аранзулло модернизировали паром. Они решили использовать моторные лодки в качестве основания для платформы.

Паром на моторных лодках братьев Аранзулло через пролив Вериге, Черногория

Человечество развивалось, появлялась новая крупногабаритная техника, для перемещения которой с одного берега на другой нужны были иные способы.

Перед самым началом Второй мировой войны для перевозок стали использовать более мощные и более крупные плавательные средства. Это уже были плавучие платформы, на которых помещалось 3 или даже 4 машины.

Водный автопарк Боки-Которской бухты

Первые паромы — военные машины

В 60-е годы 20 века завершилось строительство Адриатического шоссе, огибающего бухту. Оно последовательно соединило все города Черногории. На картах эта дорога значится как Ядранский Путь. Она существует и сейчас. Так что вполне можно добраться до Херцег-Нови из Будвы, Тивата или Котора по суше.

Автомобильная дорога из аэропорта Тивата до Херцег-Нови, Черногория

Для сидящих в движущейся по шоссе машине, виды — просто шикарные! Я смогла в этом убедиться, когда отправилась на арендованной машине в город Пераст. Справа — массивные черные горы, слева — бесконечный голубой залив с многочисленными устричными фермами.

Устричные фермы возле города Пераст, Черногория

Дорога, мягко говоря, очень извилистая и, к тому же, занимает много времени. Несмотря на хорошее качество дорожного покрытия и разметку, с большой скоростью ехать не получится. Поэтому расчетное время пути, которое посчитал Гугл (чуть более часа), скорее всего увеличится.

Вот и решили придумать какое-то альтернативное решение. И в 1966 году в самом узком месте Боко-Которской бухты была оборудована современная паромная переправа. Вот как стал выглядеть короткий автомобильный маршрут. Он позволяет сэкономить 40-50 минут времени и сократить дорогу на 30 км.

Паромная переправа Каменари-Лепетани, маршрут из Будвы в Херцег-Нови на карте Черногории

Первым паромом здесь стал десантный катер Югославского Военно-Морского флота. Он был построен в 1956 году на судостроительном заводе одного из городов Хорватии. Сейчас это паром под названием «Каменари», и ему 54 года! Почти 10 лет со дня открытия он работал на линии в одиночку.

Со временем интенсивность движения возрастала, и один-единственный паром через Боко- Которский залив уже не справлялся с возложенной на него задачей. В 1976 году в ряды водных перевозчиков были включены ещё 2 военных катера, переоборудованных под гражданские цели.

Паром Perast у паромной переправы, Черногория

Теперь они носят названия ещё двух близлежащих городов: Пераст и Лепетане. Все, в прошлом военные машины, были одинаковых размеров: 35 метров длины и 14 метров ширины.

Мощное пополнение

Следующие паромы уже изначально изготавливались для гражданских целей, и их размеры были уже несколько больше: 50 метров в длину и 15 в ширину.

В 2009 году переправа пополнилась ещё одним «тружеником». На судоверфи Словении собрали новый огромный паром. Он действительно выделялся своими размерами среди своих «старших братьев» — 60 метров в длину и 16 в ширину!

Самый большой паром Грбаль на переправе Каменари-Лепетане, Черногория

Новенький паром стал носить имя «Грбаль». Благодаря своим размерам, он сейчас с лёгкостью может перевозить крупногабаритные машины, грузовики и туристические автобусы.

Последняя на этот момент водная маршрутка для Боко-Которской бухты была построена в 2011 году в Хорватии. Называется паром «Теодо» (так звучит город Тиват по-итальянски), и его размеры совсем не маленькие: 44 — в длину и 15 метров в ширину.

Паром через залив Вериге, Черногория

В такой модели легко могут поместиться длиннющие фуры. А легковых машин может в нем одновременно поместиться 50 штук!

Фура на пароме, Черногория

Таким образом, в настоящее время передвижение по воде с одного берега на другой по проливу Вериге осуществляется с помощью шести паромов, которые принадлежат Черногорской фирме «Морской транспорт».

Интересен такой факт: на всех паромах, кроме самого нового «Грбаля» обратный ход, учитывая их конструкции, не предусмотрен. То есть, чтобы пойти в обратную сторону, к противоположному берегу парому сначала нужно развернуться и только после этого начинать движение вперёд.

Более современному «Грбале» манёвры с разворотом уже не нужны. Он вполне может двигаться в оба направления.

Внутреннее и международное водные сообщения Черногории

Паром в Черногории через пролив Вериге — это единственная водная переправа внутри страны.

Но есть ещё и международные водные сообщения. Так, например, из черногорского города Бар ходит паром в итальянский город Бари. Время в пути около 9 часов. А из Будвы за 3 часа водной прогулки можно попасть в хорватский Дубровник. Не забудьте Шенгенскую визу!

График работы и цены

Существует зимнее и летнее расписание движения паромов. Паром Лепетани-Каменари отходит от пристани по такому распорядку:

  • летом, а это период с июня по октябрь, паромы отходят от набережной раз в 15 минут;
  • зимой — раз в час;
  • с полуночи до 6 утра ходит только один паром.

Вот ночное зимнее расписание:

  • из Каменари -00:00, 01:00, 02:00, 03:00, 04:00, 04:50, 05:20, 06:00.
  • из Лепетани — 00:30, 01:30, 02:30, 03:30, 04:30, 05:05, 05:40.

Паром Тиват - Херцег-Нови, расписание

Но, как мне кажется, это только для официальных документов. Паромы как из Тивата, так и из Герцег-Нови отправляются по мере загруженности. Но, так как поток людей и машин, здесь достаточно интенсивный, долго ждать переправы никому не приходится. Даже если паром загружен не полностью, в сезон он отходит от пристани не реже, чем каждые 15, максимум, 30 минут.

Я путешествовала в зимнее время, и ожидание отправления в обе стороны было не более 10 минут. Достаточно быстро набирались машины, и корабль отправлялся на противоположный берег.

На паромной переправе Ferry Kamenari-Lepetane курсируют одновременно 2 парома, что значительно ускоряет движение. Не нужно дожидаться, когда приедет корабль с противоположного берега.

Про стоимость проезда можно расписать целую таблицу. Цена, естественно, зависит от размеров… не человека, машины. И ребёнок, и взрослый, и тонкий, и полный могут прокатиться на пароме бесплатно. Ну а автотранспортные средства расцениваются так:

  • билет на паром для велосипеда стоит 1 евро;
  • для мототехники 2Е;
  • провести на пароме легковушку можно за 4,5 евро;
  • если у вас фургон или легковой автомобиль с прицепом, то придётся заплатить 8 евро;
  • за микроавтобус и грузовик готовьтесь оставить в кассе 9 евро;
  • дальше — больше. Автобусы — цена 15 евро;
  • билет на провоз по воде автобуса с прицепом стоит 22 евро;
  • ну а если у вас вообще что-то громадное, готовьте 25 евро.

Паром Тиват - Херцег-Нови, цена
Проезд в одну сторону для моей небольшой арендованной машины обошелся в 4.5Е.

Билет на Паром Тиват - Герцег-Нови, стоимость

Важно! Терминалов в кассе для оплаты нет. Так что оплатить с банковской карты не получится. Готовьте наличку!

Билеты на паром Тиват — Герцег-Нови можно купить в кассах на обеих набережных. Больших очередей у касс, по отзывам туристов, практически, не бывает. Всё и все здесь работают быстро и слаженно. Русский язык понимают — с этим проблем нет.

У парома есть свой сайт и даже перевод информации на русский язык: ferry.co.me/RU/Index.html Там есть телефоны для контакта. Так что если возникнут какие-то вопросы, всегда можно позвонить и уточнить.

Как попасть на паромную переправу

Добраться до парома несложно. Везде по дороге есть надписи и указатели, только, конечно, не на русском языке. Но по английскому слову Ferry можно догадаться, куда держать путь. Если вы едете от города Тивата, то двигайтесь по Ядранскому шоссе в сторону Лепетани (Lepetani).

К слову, на сербском слово паром звучит как траект (трајект). Одна полоса дороги с указателем «Kotor» ведёт на шоссе вдоль побережья. Ну а на другой половине в виде дорожной разметки будет написано «ferry» (это «паром» на английском). Если вы поедете по этой полосе дороги, она приведёт вас прямо к паромной переправе.

Паромная переправа в Черногории со стороны Лепетани

Далее увидите билетную кассу. Нужно отправить одного пассажира или водителя за билетом.

Билетная касса, паром Лепетани-Каменари

Меня немного удивило, что чеки (билеты) не пробивали, а просто выдавали в обмен на деньги. Видимо, они распечатывают их заранее, чтобы ускорить процесс посадки и не создавать в кассу длинные очереди. Эта схема работала как с одной, так и с другой стороны.

На самой переправе тоже есть разделение — обратите внимание — полоса SMALL car для легковых машин, TRUCK and bus для грузовых и автобусов. При въезде вашей машины на паром специальный сотрудник укажет вам место вашей стоянки.

На пароме Тиват - Херцег-Нови, Черногория

Если же ехать от Герцег-Нови, то движение к парому Херцег-Нови — Тиват идет по трассе Е 65 до города Каменари (Kamenary). Также сворачиваете на трассе по дорожному указателю или разметке на дороге по слову Farry. И вот, вы на месте!

Паромная переправа в Черногории со стороны Каменари

Также покупаете билет, предъявляете его при въезде на корабль. Далее можете смело заезжать внутрь.

Машина въезжает на паром

Остается только дождаться времени отправления, когда паром полностью упакуется автомобилями.

Машины на пароме Каменари-Лепетани в Черногории

Если вы пассажир без машины, то на набережной, недалеко от паромной станции, и на одном, и на другом берегу есть остановки автобуса. То есть, вышел с парома и сразу попадаешь к автобусу. Это очень удобно!

Так в чём же минус?

Я, как ни искала, нашла только один минус: быстро, очень быстро! 🙂 Время в пути всего 10 минут!!! А вокруг такая красота! Море – чудесного изумрудного цвета! Яркое солнышко, в лучах которого совсем рядом проплывают маленькие судёнышки и умопомрачительно красивые белоснежные яхты. Сияющий горизонт закрывают горы высокие и не очень, чистый морской воздух.

А в море, кажется совсем недалеко, рукотворный остров «Мадонна на Рифе» и остров святого Георгия с расположенным на нём католическим монастырём. А за ними удивительный город Пераст, прижимающийся к огромной горе.

Вид на Боко-Которский залив из пролива Вериге, Черногория

Очень рекомендую проехаться на пароме Тиват — Херцег-Нови на закате. С удивительной подсветкой заходящего солнца, все вокруг преображается. Горы приобретают новые цветовые оттенки, городские домики, которые выглядят с воды игрушечными, наполняются неземным светом.

Город Лепетани на закате, Черногория

И вся это сказочная цветовая феерия отражается в спокойных и прозрачных водах Боко-Которского залива, вызывая сказочные ощущения и восторженные переживания.

Город Лепетани в Черногории

И всё это надо хорошенько рассмотреть! И не только рассмотреть, но и сфотографировать! Ну как успеть всё за 10 минут? Хоть катайся туда-сюда несколько раз! Хм… А это мысль! Ведь машину можно оставить временно на одном берегу, а самой путешествовать на пароме сколько угодно раз. Ведь это совершенно бесплатно! 🙂

Как лучше добраться из Тивата до Херцег-Нови

Делаем выводы. Есть два маршрута, которые связывают два популярных черногорских города: Тиват (Tivat) и Герцег-Нови (Herceg-Novi): по суше вдоль Боко-Которского пролива и комбинированный: по суше и воде. Первый — более длинный, второй — немного сократит время в пути.

Если ехать на машине из Будвы или Тивата (а также аэропорта Тивата) в Герцег-Нови или обратно по береговой линии, то, конечно, природные пейзажи вокруг будут восхищать. Но хочу предупредить вас, что дорога очень извилистая, и ваши навыки по вождению машины должны быть на высоте. Трафик здесь небольшой, поэтому местные водители часто не соблюдают правила: превышают скорость, выезжают на встречку. Поэтому приходится снижать скорость.

Зато по этой дороге можно заехать в довольно уединенные города Черногории, где не так много туристов и можно полноценно почувствовать местный уклад жизни.

Ну а водная переправа Каменари-Лепетане поможет сэкономить около часа времени в пути, а виды вокруг будут не менее изумительными.

Отправляясь в Херцег-Нови с полуострова Луштица, где я снимала апартаменты, выбрала для себя более короткий путь, чтобы можно было больше времени провести в удивительном городе Герцег-Нови. А вот для путешествия по другим северным городам, уже в другие дни, я выбирала маршрут по Ядранскому пути вдоль побережья.

А еще я слышала информацию, что вместо Ferry Kamenari-Lepetane в перешейке пролива Вериге планировалось строительство моста. Но мост должен быть разводной — ведь движение здесь, и вправду, довольно интенсивное (в туристический сезон, разумеется). В Бока-Которский залив иногда заходят большие круизные лайнеры.

Круизный лайнер в Бока-Которском заливе, Черногория

И, как всегда, из-за недостатка финансов разговоры на эту тему прекратились. Может, это и к лучшему…

Вот такая прогулка получилась. Правда, она пока виртуальная. Но ведь всё в наших руках. Так что если… Нет, не если… а когда будете в Черногории, не упустите возможность получить удовольствие от прогулки на пароме.

Координаты паромной переправы в Ламенари (со стороны Тивата): 42.46581, 18.68599, в Каменари (со стороны Херцег-Нови): 42.46686, 18.6747.

На карте Вы можете определить точное местонахождение парома Тиват — Херцег Нови в Черногории (нажимайте «+» или «-«, чтобы приблизить или отдалить изображение.

 

Чтобы отдохнуть в Херцег-Нови можно легко снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом удобном месте города.

Мой трансфер и морская прогулка на пароме состоялись 2 февраля 2020 года.

На карте ниже представлены другие достопримечательности Черногории, где мне удалось побывать.

Поделитесь в комментариях внизу, на каких паромах вы путешествовали и какие из них произвели самое большое впечатление.

Оставьте свой комментарий

Ваш электронный адрес останется в секрете и не будет опубликован