Усадьба Брюса в Лосино-Петровском Монино или Глинки сегодняУсадьба Глинки в Монино — старинный архитектурный памятник времён Петра 1. Удивительно, но, несмотря на свой достаточно солидный возраст — 300 лет и часто меняющихся в прошлом хозяев, архитектурный ансамбль имения неплохо сохранился. «Глинки» уникальна ещё и тем, что когда-то принадлежала верному другу и соратнику русского царя Петра Великого: военачальнику, учёному и талантливому изобретателю Якову Велимовичу Брюсу.А находится усадьба Я.В. Брюса недалеко от города Лосино-Петровский Московской области (северо-восточное направление от Москвы). Но давайте обо всем по порядку.Оглавление статьи1 Монино: что означает это название2 Брюс — любитель тишины3 Как выглядело имение фельдмаршала Брюса3.1 Вопреки царскому запрету3.2 Маски на фасаде — красиво и необычно3.3 Гости съезжаются к Брюсу3.4 Научный центр 18 века в Глинках3.5 Скромность и роскошь имения3.6 Усадебные пруды для волшебства4 Немного о личной жизни хозяина4.1 Много Маргарит4.2 Легенды, мифы и… знания4.3 Род Брюсов5 Жизнь имения после Брюсов5.1 Жильцы-купцы в 19 веке5.2 Санаторий «Монино»6 Храм Иоанна Богослова тогда и сейчас7 Планы на ближайшее будущее7.1 Восстановительные работы7.2 Дом-музей Брюса7.3 Выставка в центральном доме усадьбы7.4 При чем тут танки?8 Как попасть на экскурсию9 Адрес и как добраться9.1 Узнайте больше про эти достопримечательности!Монино: что означает это названиеПодмосковный посёлок Монино, где находится усадьба Брюса «Глинки», расположен в живописном месте, где сливаются вместе 2 реки: Воря и Клязьма, образовывая своеобразный полуостров.Ну или вот так более живописно выглядит это место сейчас с воздуха.Ранее Клязьма (до создания Клязьменского водохранилища) была судоходной. У нее была широкая пойма, вокруг — заливные луга. Когда весной Воря и Клязьма разливались, то вся территория вокруг усадьбы Брюса была заполнена водой, а поместье расположенное на небольшом холме, оказывалось как бы на острове, и попасть сюда было непросто.Никто в настоящее время уже не может точно сказать как появилось название «Монино». Одни говорят, что слово пошло от названия «Мунинская пустошь», что была здесь раньше. Другие уверены, что раньше здесь находилась деревушка, хозяином которой был человек по фамилии Монин.Брюс — любитель тишиныВот в этом красивом и тихом местечке, окружённом со всех сторон лесом, подальше от большого города и людской суеты и поселился генерал-фельдмаршал Яков Брюс, выйдя в отставку в 1726 году после смерти своего друга и императора Петра Первого. Надо сказать, что Брюс был весьма богатым человеком, и владельцем нескольких домов и усадеб в разных частях России. Тем не менее, он выбирает именно подмосковные Глинки для своей дальнейшей «пенсионной» жизни.Усадьба Брюса в Лосино-Петровском, недалеко от посёлка Монино была наполнена тишиной и спокойствием. Здесь в уединении, где ему никто не мешал, он мог полностью отдаться делу, которое его интересовало всю жизнь: наукам и опытам.Тут и начинаются для нас загадки. По одной версии, Яков Вилимович Брюс купил имение в селе Глинково (оно также ранее называлось Богословское, Брюсово) у князя Долгорукова. По другой — деревня была пожалована ему Петром 1 в награду за неожиданно выгодные условия для России во время подписания Ништадтского мира. В качестве дипломата Яков Брюс лично участвовал в этом событии.Автор проекта дома, опять же, точно не известен. Одни историки называют имя Еропкина — русского архитектора. Другие исследователи считают, что проект здания составил итальянец Микетти. А третьи утверждают, что план дома нарисовал сам Яков Вилимович. Это тоже было бы вполне возможным, ведь у него была определённая цель и соответствующие требования.А целью было продолжить заниматься изучением наук, среди которых были математика, физика, химия, астрономия, астрология и другие. И, конечно, обязательным было проведение в лабораториях научных экспериментов. Ведь до своей отставки фельдмаршал именно этим занятиям посвятил свою жизнь, а имя легендарного Якова Брюса стало неразрывно связано со знаменитой Сухаревой Башне в Москве, где он трудился многие годы.Как выглядело имение фельдмаршала БрюсаВопреки царскому запретуУсадьба Глинки была построена в 1727 году. В центре двора стоял главный дом с портиками, арками и колоннами. Центральную часть на его фасаде занимала просторная лоджия. Стены с внешней стороны были украшены декоративными узорами из дорогого белого камня. Все эти искусно изготовленные элементы гармонично сочетались и придавали зданию нарядный вид, как тогда, так и сейчас.Интересный факт: усадьба Брюса “Глинки” была построена из камня! А ведь известен такой факт, что в те времена время Пётр 1 запретил строить каменные дома. Вообще-то, Яков Вилимович был законопослушным гражданином и очень требовательным, в этом смысле, к людям и к себе. Но, видимо, для удобства он решил сделать для себя поблажку, что не часто себе позволял, обойти запрет и сделать так, как он сам посчитал нужным.Кроме запрета на каменное строительство, подобная «вольность» по тем временам стоила и немалых денег. Может, поэтому все построенные на территории усадьбы здания невысокие.Маски на фасаде — красиво и необычноПривлекает внимание ещё одна деталь на стене дома, вернее, их много: каменные маски на фасаде и на боковых стенах.Удивительно, но за 300 лет в них совершенно ничего не поломалось, ни кусочка не обломилось.Тут тоже кроется секрет архитектуры. В кладку здания ещё при строительстве закладывали белый камень, а потом из него вырезали детали. Маски, фартуки наличников, подоконники и все декоративные элементы — все вырезаны из белого камня целиком. Из этих же камней складывался и цоколь здания.То есть, маски — это не отдельная деталь. Они были предусмотрены ещё в процессе подготовки проекта. Они выполнены не лепниной из гипса, которая бы не сохранилась за столько лет, а вырезаны непосредственно в камне, из которого выстроен дом.Белые каменные маски как-то выпадают из общей спокойной архитектуры здания: относительно небольшой дом, ничего кричащего, вызывающего… И вдруг ОНИ хохочущие и гримасничающие. Говорят, что современники Брюса, приезжавшие к нему в гости, узнавали в масках карикатурные изображения высокопоставленных вельмож тех лет.Причём маски с тех сторон дома, которые выходят на Москву и Санкт-Петербург, показывают языки.На соседнем здании по бокам сохранились пилястры. Говорят, что под каменными раковинами ранее располагались статуи.Гости съезжаются к БрюсуА ещё… У меня к вам предложение. Нет, нет, покупать ничего не надо. Давайте мысленно перенесёмся в жаркий летний (это важно!) день 1733 года и представим себя гостями Якова Брюса.Значит, вы — граф или графиня Икс в богато украшенной карете въезжаете в имение «Глинки», рассматриваете шикарный дом и вдруг замечаете на его фасаде белоснежную маску, которая вам приветливо улыбается.Вы тоже улыбаетесь ей в ответ, подъезжаете поближе к дому и приветствуете знаменитого красавца-шотландца Якова Вилимовича (кстати, известно, что рост Брюса был никак не меньше 1 метра 93 сантиметров).После вкусного угощения, разносимого механической девушкой (говорят, что первого подобного робота изобрел Яков Брюс), осмотра большой коллекции хозяина с курьёзными вещами, прогулок среди белоснежных статуй по дорожкам прекрасного сада и катания на коньках по замёрзшей воде пруда (не забываем, что на дворе летняя жара) вы собираетесь домой.Прощаетесь с гостеприимным хозяином, садитесь в карету и уезжаете. Отъехав немного, вы оборачиваетесь, чтобы помахать хозяину рукой, и вдруг замечаете, что та маска, что улыбалась вам, когда вы приехали, сейчас печально смотрит вам вслед и как бы говорит: «Вы уже уезжаете? Так быстро? Как жаль».Действительно, на стене Брюсова дома одна из масок, в зависимости от угла зрения и расстояния между вами, меняет выражение лица. Не верите? Вот поезжайте в «Глинки» и всё сами увидите! А в общем-то, чего удивляться?! Брюс-то был магом, волшебником, ну и, по совместительству, талантливым учёным. Или наоборот…Всего на доме насчитывается 57 масок, и ни одна из них не повторяет другую. Говорят, что одна из них — карикатура на самого хозяина дома.А вот остальные что значат? Что хотел сказать Брюс, украшая ими стены своего дома? Ещё одна загадка таинственного Брюса-волшебника.Сейчас обо всём этом мы можем только догадываться. Но зато мы узнали ещё об одной черте в характере Брюса. Значит, не всегда он был таким серьёзным и сидел с умным видом за книгами. А именно таким он выглядит на большинстве портретов, которые сохранились до наших дней.Значит, и в этом учёном муже иногда просыпался мальчишеский задор.Научный центр 18 века в ГлинкахВнутренний интерьер дома также немного необычен. Два больших зала были расположены друг над другом и соединены лестницей. С обеих сторон к зданию примыкали веранды. А на больших открытых лоджиях дома Брюс устроил обсерваторию, оборудовав её по последнему слову техники того времени новейшими инструментами для наблюдения за звёздами. То есть первоначально дом был одноэтажным с открытыми верандами на крыше.Позже эти просторные веранды по бокам отгородили стенами, и получился прямоугольный двухэтажный дом. Первый этаж здания выглядел так же, как и сейчас. А вот правых и левых комнат на втором этаже не было. Попробуйте «снести» по два крайних окна, затем «уберите» крышу. А теперь представить просторный зал с колоннами в центре, а по бокам — открытые площадки для наблюдения за небесными созвездиями.Это была третья обсерватория Брюса. Первая учебная располагалась в Сухаревой башне в Москве, которая была разобрана в 1934 году, вторая — деревянная в Санкт-Петербурге (она тоже не сохранилась). А вот третья обсерватория в усадьбе Глинки «дожила» до наших дней.С противоположной стороны есть еще один вход в здание, с колоннами немного другой формы. А над ним — открытый балкон.В общем, дом, который сейчас является центральным в усадьбе, напоминал научный центр для исследований, и денег на его обустройство Яков Вилимович не жалел. А жил хозяин поместья в другом доме, рядом. По некоторым дошедшим до нас данным дом был деревянным, и до наших дней не сохранился.Скромность и роскошь именияАрхитектурный ансамбль усадебного комплекса Глинки — один из немногих в России, который полностью сохранился с петровской эпохи. Вот план поместья на карте-схеме.А вот он же с высоты, снятый современным дроном, На нем те постройки, которые сохранились от Брюсова поместья, а также относительно новые строения.Кроме центрального дома-лаборатории, в имении Брюса находилось здание кордегардии, где проживали солдаты караула. Ведь человеку такого высокого ранга как Брюс полагалась пожизненная охрана. Ранее это было одноэтажное строение. Второй этаж был надстроен уже позже, в 19 веке.Вот еще один, уже 3-х-этажный служебный флигель со странным расположением окон.Кроме того, на территории обширного поместья был конюшенный двори длинное угловое здание, где ранее располагались оранжереи, которые также сохранились до наших дней.Еще находились строения для хранения большой Брюсовой коллекции необычных и удивительных вещей, а также собранной им библиотеки, содержащей, в основном, научные книги на 14 разных языках. Все флигели имели сквозной проход.На просторах интернета нашлась фотокарточка 1897 года, на котором изображено одно из зданий усадьбы Брюса.Усадебные пруды для волшебстваПрямо у дома находился сад с прудами. Садовые дорожки украшали многочисленные белоснежные скульптуры. Сейчас на территории усадьбы 3 пруда: два нижних и один верхний (на более высоком уровне).Современные нижние пруды слились в единый водоем. Но ранее между ними было разделение, и именно через них 3 столетия назад проходил изящный въездной мост, ведущий в усадьбу Якова Брюса.Верхний пруд находится за центральным домом. Не сохранилось информации, был ли он выкопан во времена Брюса или же сделан уже в более поздний период.Некоторые ученые и исследователи утверждают, что именно на этом пруду хозяин имения показывал свой фокус, восхитивший современников, и описание которого дошло даже до наших дней. Речь идет о том (как уже упоминалось чуть выше в этой статье), что гости Брюса в жаркий летний день катались на лодках по водной глади, отдыхая и любуясь парком.Далее хозяин пригласил всех в дом отведать угощения. Уже вечером после застолья, когда стемнело, гости вновь вышли на улицу и не поверили своим глазам. Вместо водной глади перед ними был настоящий каток! Яков Брюс выдал всем желающим и неверящим своим глазам гостям коньки, и они словно в зимний вечер радостно катались по настоящему льду.Современные ученые подвели «доказательную базу» к этому чуду. И обосновали своими расчетами, что такое вполне можно было сделать, используя знания и техники 18 столетия.Для тех кто хочет понять, как это было исполнено, а, может, захочет повторит опыт Брюса, нажмите на картинку, чтобы увеличить ее и изучайте технологию.Интересно, что исследователь А. Греч, многие годы своей жизни посвятивший изучению Москвы и подмосковных старинных усадеб, разглядел в переплетениях здесь парковых дорожек сложные масонские знаки. А вы сможете разглядеть их? Лично мне было не до тайных знаков: так было приятно и комфортно прогуливаться по старинным парковым дорожкам-аллеям в окружении старинных липовых деревьев.Вся территория усадьбы Якова Брюса в Монино была изрезана подземными ходами. Мало того, что они соединяли между собой все строения, некоторые из них выходили на поверхность только через несколько километров от дома. По преданию, именно там, в подземных туннелях, спрятаны часть научных трудов Брюса и его несметные сокровища. Специалисты по биолокации зафиксировали аномалии в различных частях имения, что подтверждает гипотезу о наличии подземных ходов.Немного о личной жизни хозяинаМного МаргаритЯков Вилимович был женат, и женат счастливо. Всю жизнь они с женой любили и заботились друг о друге. Супругу Якова Вилимовича звали Маргарита фон Мантейфель. Она была дочерью генерала, выходца из Прибалтики.Свою первую дочь они также назвали Маргаритой, но она прожила всего пару месяцев. Вообще, везло роду Брюсов на женщин Маргарит. Их в роду Брюсов было несколько. Известна такая интересная история про одну из них.Мать короля Шотландии Роберта 1 (предка шотландца Брюса) тоже звали Маргаритой или Марджори (что одно и то же), графиней Каррик. Она была замужем, но муж погиб во время Крестового похода. Однажды к ней пришёл красивый мужчина, чтобы рассказать графине о смерти мужа.Влюбившись в него с первого взгляда, женщина его пленила. То есть, без кавычек, буквально захватила в плен и держала до тех пор, пока он не сдался и не согласился на брак с нею. Вот так-то вот, решительная, в общем, была дама.Вторая дочь в семье Якова Брюса, Наталья, умерла, когда ей было всего полтора года (по некоторым сведениям, она прожила 6 месяцев). Так что детей в семье Брюсов не было. Жена умерла всего лишь через год после того, как они обосновались в поместье Глинки. После неё Яков Брюс в одиночестве прожил ещё 8 лет.Легенды, мифы и… знанияСветского общества Брюс не любил и очень редко посещал балы и прочие мероприятия, считая их пустой тратой времени.Всё, что было ему интересно, находилось у него дома: книги, документы, приборы для опытов и наблюдения за ночными светилами. Именно за это страстное увлечение науками и свои обширные знания Яков Брюс среди простого народа прослыл таинственным мистиком, магом и чародеем. Его имя было просто окутано слухами! Все они были связаны с магией, и их было очень много!Местные крестьяне с ужасом рассказывали друг другу:как видели Брюса влетающим и вылетающим из окна своего кабинета на огнедышащем драконе;что скучая в летнюю жару ему ничего не стоило заморозить воду на пруду и покататься на коньках;говорили про эликсир молодости;про беседку в саду учёного-волшебника, музыка в которой начинала играть только от мановения руки хозяина дома;рассказывали также про девушку-робота, которую изобрёл маг Яков Брюс.Кстати, не все слухи были простой ерундой. После смерти изобретателя в его записях нашли разработки и чертежи первого робота. Как и завещал учёный, все его записи — а они уместились только в 35 (!!!) подводах — были переданы в Академию наук Санкт-Петербурга.Род БрюсовТак как детей у Брюса не было, то после его смерти подмосковная усадьба Глинки стала принадлежать его племяннику Александру. Александр был трижды женат. Причём первый раз на княжне Анастасии Долгоруковой.Второй его избранницей стала Екатерина, опять же, Долгорукова. Одно время она считалась невестой императора Петра 2, но брак не состоялся из-за внезапной болезни и смерти жениха. Третью жену Александра звали Наталья Колычева. Она происходила из древнего рода московских бояр.Следующим владельцем усадьбы Глинки стал сын Александра Яков. Он был последним из русских потомков рода Брюсов.Яков Александрович был губернатором Москвы, а его жена — Прасковья — была фрейлиной Екатерины 2. И даже больше, чем фрейлиной. Можно сказать, они были подругами. Екатерина ласково называла подругу Брюсшей, Параньей.Из исторических документов тех лет следует, что Прасковья строгостью нравов не отличалась. И дружба двух женщин резко прервалась, когда Екатерина застала её в недвусмысленной обстановке наедине с одним из своих фаворитов. Прасковью отстранили от двора, и она долго путешествовала за границей.В общем, так получалось, что муж и жена — Яков Александрович Брюс и его жена Прасковья — часто жили отдельно друг от друга. Но Яков Александрович любил свою супругу. После её смерти он заказал талантливому русскому архитектору Ивану Мартосу оригинальное надгробие с эпитафией для своей жены, которое начиналось словами: «Жене и другу». Растите завсегда на гробе сем цветы. В нем разум погребен, в нем скрылись красоты. На месте сем лежат остатки бренна тела, Но Брюсовой душа на небеса взлетела.Иван Петрович Мартос заказ выполнил, и до сих пор эту надгробную стелу историки считают одной из лучших среди всех его творений. Хотя он является создателем многих великолепных, известных на весь мир памятников и скульптур.Вот так выглядело надгробье в алтарной части храма Иоанна Богослова, расположенного в усадьбе Брюсов в Лосино-Петровском, где была похоронена супруга Якова Александровича.Среди произведений скульптора И.П. Мартоса самый, конечно, известный — это памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади, статуя «Актеон» в Петергофе, надгробная плита княгини С.С. Волконской в Донском монастыре, выполненная из бронзы великолепная статуя Иоанна Крестителя в Казанском соборе Петербурга и многие другие такие же изящные и бесподобные творения.А на надгробной плите «Брюсши» как живой запечатлён коленопреклонённый рыцарь, горько оплакивающий потерю любимого человека. Выше юноши-воина расположен беломраморный барельеф графини. Высота скульптурной композиции составляет 5 метров. Не зря тогда среди местных крестьян появилась легенда о том, что, посетив однажды могилу жены, граф Яков Александрович окаменел от горя.Но это лишь трагическая и красивая, но, всё же, сказка. На самом деле, граф после смерти жены прожил ещё несколько лет. Надгробие сначала находилось в церкви Иоанна Богослова в Глинках до 1934 года. Потом его спасли и перевезли в Донской монастырь. В 2000 году надгробье было разобрано по частям и перевезено в Училище имени Щукина (улица Воздвиженка, дом 5). И сейчас оно там хранится: в подвальном помещении здания музея архитектуры.Со смертью Якова Александровича прервалась мужская линия рода Брюсов, проживающих в России. В общей сложности, они владели этими землями 88 лет.Жизнь имения после БрюсовЖильцы-купцы в 19 векеУсадьбу Якова Брюса в Подмосковье признали выморочной, то есть не имевшей хозяина и выставили её на продажу. Так начался, можно сказать, купеческий период в жизни поместья. Он продлился чуть больше 100 лет.В это время жильцы поместья уже не относились к нему с такой любовью и заботой, как Брюс. В основном, отношение было потребительское, то есть ни о каком ремонте, сохранении или восстановлении речи не шло. Люди жили в доме и руководствовались, в основном, своими коммерческими нуждами.Первым красивый дом с прилегавшей к нему землёй купил калужский купец Тихон Усачев в 1791 году, после чего по наследству имение перешло его сыну Иван Тихоновичу Усачёву. На территории поместья в 1796 г. была обустроена писчебумажная фабрика. Внезапно хозяин поместья заболел, дело его перестало приносить прибыль.Поразмыслив, Иван Тихонович решил, что во всём виноват мстительный дух прежнего хозяина-колдуна и, при первой же возможности поспешил избавиться от «Глинок», перепродав её братьям Алексеевым в 1853 году.Алексеевы решили наладить там прядильное производство. Но что-то пошло не так, как бы им хотелось, и за относительно небольшую сумму они продали дом купчихе Колесовой. Сделка состоялась в 1862 году.Глафира Колесова была женщиной недалёкой (еще о ней отзывались как о религиозной фанатичке), и, посчитав это правильным, все украшавшие сад великолепные скульптуры, представляющие, в основном, полуобнажённые тела, приказала бросить в пруд. Она посчитала наличие обнаженных статуй в своем имении верхом неприличия.После этого мнительная женщина стала везде видеть призрак Брюса — видно не понравился ему поступок купчихи. Колесова перестала спать, чуть не сошла с ума от страха и быстренько продала поместье следующему купцу.С 1879 года владеть усадьбой стал торговец Яков Лопатин. На земле «Глинки» он устроил фабрику, перерабатывающую хлопок. Лопатин приказал окончательно расколоть статуи, а осколки он использовал для создания плотины. Здание, где когда-то размещалась лаборатория учёного Брюса, приказал перестроить под склад.Мистика или нет, но в один совсем непрекрасный для Лопатина день 1899 года в склад ударила молния. Весь хлопок вспыхнул мгновенно. Лопатин, пытаясь хоть что-то спасти, чуть не сгорел сам. Говорят, что о будущем пожаре в своем имении предсказывал Яков Брюс.Вскоре купец всё восстановил, даже установил там башенку с часами, и продолжил своё дело. Но в результате ещё одного пожара в 1902 году сгорела вся фабрика.В 1914 г. Лопатин решил избавиться от неприятной собственности и продал усадьбу купцу Малинину. Последний даже толком не успел в ней обосноваться, так как в 1918 году поместье было национализировано.Санаторий «Монино»Начало 20 века. В России произошла революция. Все частные владения национализировали. На фотографии ниже центральный дом усадьбы Глинки в самом начале 20 века (еще до революционных событий 1917 года).А вот снимок того, что осталось от имения в 1920-е годы.В этот же период в бывшем родовом поместье Брюса открылась школа. Также здесь был организован приют. Это послужило хорошим поводом, чтобы здания старинной усадьбы вновь стали ремонтироваться. Чуть позже в усадьбе была организована сельхозкоммуна.В 1934 г. Наркомат пищевой промышленности взял усадебный комплекс в аренду для устройства дома отдыха. Во время Великой Отечественной войны с фашистами в 1940-х годах все строения бывшего поместья срочно переоборудовали под госпиталь.После этого с 1948 года территорию стал занимать санаторий под названием «Монино». Это было спасением для сохранения исторического места. Все дома были отреставрированы, территория бывшего поместья приведена в порядок.В 1972 году неподалёку от бывшего имения Брюса нашли источник с целебной минеральной водой, и «Глинки» стала санаторием.Это было второе дыхание для усадьбы, построенной в петровские времена. Минеральная вода действительно была полезна для здоровья, и людей в гастроэнтерологический санаторий Монино приезжало много.Стали возводится новые жилые корпуса. Усадьба ожила и обретала свое второе «дыхание».Возле центрального корпуса был оборудован фонтан, установлены лавочки, разбиты цветочные клумбы. Рядом с домом (видимо, для надежности) поставили памятник В.И. Ленину, который как бы «прогуливался» вдоль усадьбы, охраняя территорию и следя за порядком.)))Каждый корпус лечебницы был прикреплён к определённому предприятию, которое и следило за его состоянием. Если требовался ремонт, то это делалось в срочном порядке. Даже небольшое здание церкви было перестроено под спальный корпус для отдыхающих. Что из этого вышло, поговорим чуть ниже в этой статье.По чистым водам пруда, как при первом владельце, не спеша плавали лодочки. Люди загорали, купались. В общем, место стало настоящим оздоровительным курортом.В 1960-х годах было выстроено внушительных размеров здание клуба, где проводили вечера жители пансионата.В общем, санаторий был заполнен до отказа и работал в полную силу. Но такая идиллия продолжалась недолго. Источники минеральной воды, ставшие первопричиной для открытия здесь пансионата, через несколько десятилетий иссякли. Постепенно дом отдыха стал пустеть и в начале 21 столетия оказался совсем заброшенным. Храм Иоанна Богослова тогда и сейчасПервое упоминание о храме Иоанна Богослова относится к 1710 году. С 1733 года селом и находящейся там церковью владела семья Брюсов. В 1753 году А.Р. Брюс подает прошение о строительстве нового храма вместо пришедшей в негодность церкви на территории села Мизиново. Такое разрешение было получено.В 1753 году на принадлежащей поместью территории началось строительство каменной церкви, построен храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова с дополнительным приделом во имя святого благоверного князя Александра Невского. Освящение храма состоялось в 1756 году.Церковь была очень красива, по своей форме она напоминала небольшой корабль. В 1787 году рядом была отстроена усыпальница Брюсов. В ней находились захоронения Александра Брюса и его третьей жены Натальи.А вот жена Якова Александровича Брюса (внучатого племянника Якова Вилимовича Брюса) была похоронена в алтаре самого храма. Над местом захоронения Прасковьи Александровны Румянцевой супруг установил изумительное по красоте пятиметровое надгробие. Об этом речь шла выше в этой статье, где рассказывала о более поздних владельцах усадьбы Глинки.К 1883 году храм еще увеличился в размерах. Была пристроена новая трапезная с Александро-Невским и Боголюбским приделами. А также возведена колокольня.В советское время в 1934 году церковь перестроили под жилой корпус санатория, а останки похороненных здесь утрачены. Вот так красивая церковное здание с колоннами у входа превратилось в 4-х этажную прямоугольную жилую коробку.Остов храма сохранился до наших дней, но от того, первоначального его вида ничего не осталось. Новую деревянную церквушку построили рядом. В 2009 году она была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы.А вот бывший санаторный корпус, построенный на месте прежней церкви, сейчас представляет собой только руины.Рассказывают, что в аварийном состоянии он находился еще в 20 столетии, и была идея отреставрировать его к Московской олимпиаде 1980 года. Но что-то тогда не сложилось. Была еще одна попытка восстановить строение в 1991 году. Но реконструкция окончилась неудачей, и здание теперь уже спального корпуса продолжало разрушаться.С тех пор здание разрушается, из пустых оконных проёмов выглядывают уже достаточно высокие деревья.На остатках балкона 3-го этажа тоже растет деревце.Крыша корпуса обвалилась, и в боковой стене с торца здания зияет огромная дыра.С противоположной стороны еще сохранились массивные колонны, которые, видимо, стояли у входа в помещение корпуса.А если представить, что все это стоит на месте старинного разрушенного кладбища, то вообще как-то становится грустно и уныло находится в таком окружении.Планы на ближайшее будущееВосстановительные работыВ 2016 году всю территорию с прилегающим садом выкупил современный меценат Вячеслав Фомичёв. Ранее он на свои деньги в 2010 году создал военно-технический музей в селе Ивановском (недалеко от подмосковного города Черноголовка), в 2016 году отреставрировал поместье Морозова в Ногинске.Теперь планируется полностью восстановить усадьбу Глинки и открыть там полноценный музей, наполненный экспонатами из жизни Брюса и его родового поместья. В 2020 году именно это и происходило на территории бывшего прекрасного имения Брюса: его строят, восстанавливают, ремонтируют.Идет активная реконструкция старых корпусов.Что-то копают и строят возле здания бывшего клуба.А если обойти клубный корпус вокруг и заглянуть с противоположной стороны, то можно обнаружить в окружении арматуры и строительного мусора уже красиво отделанный кусок помещения. Что там? Кафе или ресторан?Дом-музей БрюсаВ одном из отреставрированных флигелей усадьбы, который расположен возле прудов (бывшая «кладовая» Брюса), сейчас открыт музей Якова Вилимовича Брюса.Общественный дом-музей Брюса был на территории усадьбы и ранее, он действовал с 1991 года и был закрыт в 2006 году. Постепенно все экспонаты были вывезены с территории поместья Глинки в Щуковский краеведческий музей.В 2020 году была возвращена часть коллекции.В свеже-отремонтированных помещениях старинная мебель, портреты Брюса и его окружения.Собираются старинные фотографии, рукописи, предметы, которые принадлежали владельцам имения Глинки на протяжении многих десятилетий.Выставка в центральном доме усадьбыВ главном доме сейчас также организована выставка, посвященная эпохе Петра Первого, другом и соратником которого по праву являлся владелец усадьбы Глинки — Яков Брюс. Высокая скульптура российского императора встречает гостей поместья.На двух этажах помещения собираются экспонаты, посвященные истории усадьбы, предметы декоративно-прикладного искусства, коллекция старинной мебели.На полках размещено огромное множество часов.На полу стоят нарядные подсвечники. И даже почему-то пушка с ядром.Ну раз речь пошла о военном оборудовании, то плавно переходим к следующему разделу статьи.При чем тут танки?На территории современной усадьбы Глинки в Монино планируют открыть и историческую выставку. Уже есть первые экспонаты. Их пока только два: танк и еще какая-то военная машина.Они располагаются за зданием клуба на открытом лесном воздухе. Эту часть экспозиции планируется посвятить советскому периоду в жизни усадьбы-санатория Монино.Как попасть на экскурсиюНа время восстановительных работ попасть на экскурсию возможно только по предварительной договорённости. Это вы можете сделать, позвонив по телефону 8-916-302-50-08. По этому номеру вы узнаете режим, график работы музея-усадьбы и получите ответы на другие организационные вопросы.Просто приехать и попасть внутрь не получится. Можно оказаться перед наглухо закрытым забором…За которым историю усадьбы вам расскажет только громко лающая собака, а увидеть сможете несколько корпусов сквозь металлическую решетку калитки.Я ездила в Глинки с экскурсионной группой. До этого долго искала такую возможность. Вся информация в интернете сводилась лишь к тому, как сложно сейчас попасть внутрь, что усадьба закрыта и прочее…И вот случайно нашлась замечательная компания «Усадебный экспресс», которая организовывает сюда экскурсионные поездки. Ребята-организаторы туров — профессионалы своего дела. Всё было очень хорошо организовано, экскурсия прошла отлично, и я ни разу не пожалела, что поехала. Да и отзывы остальных участников нашей поездки очень хорошие.Глинки — далеко не единственное место, куда собираются туристические группы. «Усадебный экспресс» организует пешие, автобусные и автомобильные маршруты по различным историческим местам и усадьбам Москвы и Подмосковья. Например, во время этого путешествия мы посетили 3 старинных имения, включая и усадьбу в Монино. Маршрут занял целый день: с 9 до 21 часа!Если вас эта информация заинтересовала, наберите в Гугле «усадьбовед.ру» или переходите по ссылке на их сайт: www.usadboved.ru. Там узнаете часы работы, расписание поездок и, главное, запишетесь на интересную экскурсию.На территории усадьбы экскурсию нам проводила Ирина Юрьевна — удивительный человек, увлеченный своим делом. Она работала здесь еще во времена существования первого музея Якова Брюса, который был создан на территории его имения в Глинках Иваном Николаевичем Филимоновым. С тех пор Ирина Юрьевна стала его ученицей и соратницей. Ее вдохновленный рассказ об усадьбе, о владельце Брюсе, о происходящих в поместье событиях на несколько часов заставил забыть обо всем остальном мире и погрузиться в историю этого удивительного места в Монино.Как правило, Ирина Юрьевна проводит экскурсии по усадьбе Глинки каждые выходные. Также сюда можно приехать и в будни (по предварительной договоренности). В этом случае экскурсовод будет другой.Участие в экскурсионной группе для 1 человека стоит 400 рублей. Для студентов и пенсионеров знакомство с Брюсом и его поместьем будет стоить в 2 раза дешевле.Адрес и как добратьсяМузей-усадьба “Глинки” находится по адресу: Московская область, Щёлковский р-н, станция (деревня) Монино.Добраться до усадьбы Глинки можно несколькими способами. Электричкой с московского Ярославского вокзала до станции Монино. Дальше садитесь на автобус 32 и доезжаете до бывшего санатория Монино.Ещё один способ доехать до музея Брюса в Глинках общественным транспортом: от станции метро Щёлковская в Москве — автобус 362 до Монино или маршрутка под номером 506 К. Расписание автобусов, конечно, лучше уточнить заранее.Если вы собираетесь посетить «Глинки» на машине, то от Москвы нужно двигаться по Шоссе Энтузиастов и далее выезжать на Горьковское шоссе М7. Проехав подмосковную Балашиху, смотрите указатели до Монино. После поворота нужно проехать километров 5 по Новинскому шоссе и улице Железнодорожной и повернуть направо к площади Революции. Далее пересекаете мост через речку Клязьма, после этого — поворот направо. И вот вы уже у ворот усадьбы Глинки в Монино. Рядом есть автобусная остановка.Примерное расстояние от Москвы — 40 километров. Время в пути зависит от пробок. Также Гугл-Карты предлагают другие маршруты, ну а вы уж сами выбирайте, как удобнее будет добираться до места.Координаты входа в усадебное имение Якова Брюса в Глинках: 55.87869, 38.22159. Напомню, что перед поездкой в музей Брюса усадьбу «Глинки» лучше туда позвонить и записаться на экскурсию.На карте Вы можете определить точное местонахождение Усадьбы Глинки в Подмосковном Монино (нажимайте «+» или «-», чтобы приблизить или отдалить изображение). Чтобы задержаться в Москве или Подмосковье на несколько дней, можно легко снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом удобном месте города.Я побывала в Усадьбе Брюса в Лосино-Петровском 29 августа 2020 года. Как уже писала выше, эту поездку я провела с организованной экскурсионной группой от «Усадебного экспресса». Мы успели посетить целых 3 старинных поместий, расположенных в Подмосковье: Пехра-Яковлевское, усадьба Глинки в Монино и Гребнево.На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.Поделитесь в комментариях внизу, в каких старинных поместьях вы бывали и какие из них произвели самое большое впечатление.Узнайте больше про эти достопримечательности!Дорога на Муром через Усадьбу Храповицкого в МуромцевеОльгин хутор – это где-то между Селигером и истоком ВолгиРайский природный уголок в усадьбе Следово, КостромаСредневековые замки, крепости и усадьбы Беларуси2 комментария Ольга 13 июня, 2022 Я что думаю? Думаю, что адрес поместья Брюса указан неверно. Деревни Монино никогда не существовало в природе! Ответить Наталья Пенькова 14 июня, 2022 Можно ориентироваться на санаторий «Монино», который ранее был в Лосино-Петровском. Усадьба Брюса расположена возле конечной остановки общественного транспорта с названием «Санаторий Монино». ОтветитьОставьте свой комментарий Cancel ReplyВаш электронный адрес останется в секрете и не будет опубликованНапишите, что Вы думаетеВаше имя* Ваш E-mail* Ваш сайт
Ольга 13 июня, 2022 Я что думаю? Думаю, что адрес поместья Брюса указан неверно. Деревни Монино никогда не существовало в природе! Ответить
Наталья Пенькова 14 июня, 2022 Можно ориентироваться на санаторий «Монино», который ранее был в Лосино-Петровском. Усадьба Брюса расположена возле конечной остановки общественного транспорта с названием «Санаторий Монино». Ответить