Старообрядческая церковь Покрова в подмосковном СерпуховеСтарообрядческая Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в Серпухове в 1908-1910 годах на средства купчихи 1-ой гильдии Анны Васильевны Мараевой. Сама купчиха и члены её большой семьи принадлежали к старообрядческой православной религии.До этого построить подобный храм в России не было возможности. Потому что законодательством сооружение таких старообрядческих церквей запрещалось. Только можно было сделать молитвенный дом, который снаружи не должен был напоминать церковь. Единственное, что допускалось в этом случае: над входом можно повесить крестик или металлическую иконку. И всё.А при Николае-1 в первой половине 19 века был закон, что было запрещено даже производить ремонт ранее существовавших старообрядческих храмов и молитвенных домов.Оглавление статьи1 Постройка Покровской церкви2 Церковная жизнь в 20 веке3 Безпоповцы4 Старообрядческие церковные традиции5 Внутри храма6 Экскурсия в старообрядческую церковь6.1 Узнайте больше про эти достопримечательности!Постройка Покровской церквиВ 1905 году Николай-2 дал старообрядцам свободу и разрешил им строить храмы, издавать книги и журналы, воспитывать священнослужителей. И вот на этой волне данный храм и был сооружён.Сейчас на храмовом здании висит табличка, которая сообщает, что перед нами Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы Старопоморского-Федосеевского согласия. И указано, что строилась она по проекту московского архитектора М.Г. Пиотровича и под его надзором.А годом официального открытия храма считается 1912 год.Здание построено на века. С тех давних пор в стенах появилось не так много трещин и нет никаких проседаний.Полы выстланы настоящей мехтлакской немецкой плиткой, очень прочной и качественной. Даже не верилось, что мы стоим на 100-летнем плиточном покрытии, которое до сих пор выглядит просто идеально!Рамы и замки имеют металлическую фурнитуру, изготовленную на фирме Ивана Григорьевича Кирова. И до сих пор всё функционально и хорошо работает, хотя прошло уже больше 100 лет.Строительство этой церкви обошлось примерно в 60 000 старых царских рублей. Эти средства, которые Анна Васильевна Мараева вложила в постройку храма, были предназначены на свадьбу в приданое для дочери Анфисы. Но в 1906 году с ней произошел несчастный случай во время верховой езды, и от полученной травмы девушка скончалась.После ее гибели те деньги, которые мать планировала выделить на приданое дочери, она положила в основание строительства церкви.И это несмотря на то, что в то время, а это уже были годы перед самой революцией, Анна Васильевна находилась в очень непростой финансовой ситуации: подвели поставщики, она много задолжала кредиторам и вовремя расплатиться она не могла.Кроме самого храма здесь же находились помещения для переодевания, потому что у староверов и до сих пор сохранён обычай, что храм посещается в определённой одежде, и для её хранения есть отдельные комнаты. Ещё было помещение для сторожей, зимняя молельная, колокольня, т.е. храмовый комплекс был достаточно многофункциональным.По словам экскурсовода с колокольни открывается очень красивый вид на город Серпухов. Однако, в настоящее время вход туда закрыт: ступени обветшали и требуют ремонта, да и мусора (от живущих здесь голубей) за века накопилось немало. Короче говоря, нужны деньги на реконструкцию.Церковная жизнь в 20 векеХрам не закрывался до 1989 года. Даже в годы советской власти он оставался действующим: властям было проще закрывать глаза на молящихся людей, чем идти на конфликт.Поэтому при заключении договора с местными советами всё было очень грамотно оформлено. И даже когда православная церковь терпела гонения, старообрядцев тревожили меньше, чем верующих других конфессий.В свой приход они вписали жителей всех прилегающих к Серпухову районов и когда их попытались закрыть в годы правления Хрущёва, они пригрозили самосожжением. Власть придержащие побоялись скандала и больше их не трогали. Хотя, может быть, это просто красивая и страшная легенда о возможных событиях нашей жизни.К 1989 году прихожан, называющих себя Старопоморцы-Федосеевцы, осталось очень мало. В основном, это были немолодые женщины, которым было трудно содержать этот храм, и они передали его на баланс Серпуховского историко-художественного музея.Согласно описаниям на тот момент, в храме находилось 610 икон, из них 73 относились к допетровской эпохе и 142 богослужебные книги (как старопечатные, так и рукописные).Сейчас в церкви Покрова Пресвятой Богородицы дважды в год проводятся богослужения, а во все остальные дни сюда можно попасть, заказав экскурсию. Подробнее о том, где это можно сделать и сколько это стоит, Вы найдете информацию в конце этой статьи.БезпоповцыХрам Покрова в Серпухове — это беспоповская церковь, т.е. здесь нет чина священства, которые могут проводить службы. Для религиозных обрядов избирается наставник из числа мирян. Он ведёт службу, следит за порядком, принимает исповедь и совершает крещение.Именно эти 2 таинства: исповедь и крещение есть у беспоповцев. В христианской традиции считается, что их, в крайнем случае, может совершить мирянин. А вот те таинства, которые в Православии совершает священник: причастие, соборование, миропомазание, таинство брака и священства — не используются в церковной жизни беспоповцев.Именно эта часть старообрядцев-беспоповцев считает, что патриарх Никон провёл свою реформу, которая исказила церковный чин. Из-за этого благодать ушла из русской церкви, хранителями истины остались только те, кто молится двумя перстами, те, которые молятся на старинные и древне-писанные образа, по старым книгам. Ну а все остальные уже воспринимаются как еретики и находятся вне церкви.Так как после патриарха Никона не осталось ни одного правильно поставленного священника: они все просто вымерли в конце 17 — начале 18 века, поэтому сейчас церковь существует в урезанном виде: гонениях и в нужде. Правильнее обходится вовсе без священника, чем «прибегать к услугам неверного».Тем более, что сейчас в мире царит антихрист. Он воцарился не в виде правителя, а это просто мир духа сего, т.е. все, что делается на земле против Христа: убийства, воровство, аборты, любовь к наслаждениям. Весь мир пропитался духом антихриста, а беспоповцы, как они считают, остались единственными благочестивыми и спасают мир от окончательной гибели.Вот такое у них своеобразное вероучение. Поэтому в этом храме никогда не совершалась Литургия, так как для подобного таинства необходим священник. Из всех церковных служб у них сохранилась вечерня, утреня, часы, торжественный молебен.Старообрядческие церковные традицииУ старообрядцев было такое правило: при входе в храм надо поверх светского костюма женщине одеть темного цвета сарафан, заколоть на груди платочек — всё это для того, чтобы не отвлекать остальных молящихся от молитвы. Тот же тёмный цвет напоминает о смирении, о сокрушении в грехах.Эта одежда хранилась в специальном помещении, а не приносилась с собой. При входе в храм женщины проходили в свою половину, мужчины — в свою, каждый одевал свой личный молитвенный костюм. Моленный мужской костюм называется азям, а женский специальный сарафан — подрясник. Когда сейчас здесь проходят службы, они одеваются также.Сохранилась фотография Анны Васильевны Мараевой, облаченной в церковную старообрядческую одежду.Притвор в храме очень просторный. Это связано с тем, что старообрядцы очень ответственно относятся к посещению церкви. Если человек в чём-то провинился, согрешил и чувствует, что совесть его обличает, то в храм он не входит, а молится в притворе. Также человек оставался здесь, если опоздал к началу службы.В притворе до сих пор сохранилась деревянная бочка, которая использовалась для крещения. У старообрядцев к этому обряду относятся очень серьезно, поэтому крестят с обязательным полным троекратным погружением в воду.Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы была рассчитана по площади на несколько сотен молящихся. Хотя у Мараевых работало около 1500 человек, но не все из них поголовно были старообрядцами. Часть исповедовали себя православными. Поэтому храм она строила только для своих единоверцев.Внутри храмаВ Покровской церкви Серпухова сохранился оригинальный иконостас. Да не один, как мы привыкли это видеть в православных храмах. А целых 3!Первоначально иконостас планировался только один на восточной (центральной) стене. Но уже позднее были добавлены боковые иконостасы. Так как алтаря у беспоповцев нет, то ничего не мешает выставлять иконы вдоль стен: хоть боковых, хоть центральной. И можно даже сказать, что это не храм в нашем понимании, а большое молельное помещение.В центре стоит аналой, запрестольный крест и престол. На престоле всегда стоит или лежит Евангелие.Сохранились джаккардовые покровы для престола, которые были сделаны на текстильной фабрике Мараевых. До сих пор на некоторых из них сохранился штамп производителя.Ранее храм никогда не освещался электричеством, использовались только свечи как в паникадиле, так и в подсвечниках.А еще предусматривалась очень интересная схема освещения икон, находящихся в иконостасе. Вдоль него были установлены специальные металлические прутья, на них прикреплялась свеча, которая легко могла передвигаться от одной иконы к другой: в зависимости от дня празднования того или иного образа или святого.На иконах нет стекол, поэтому они достаточно темные от копоти горящих перед ними свечей. Остекление икон не использовалось сознательно: ведь в стекле отражается сам верующий и получается, что молишься уже не Богородице или святому, а самому себе.Храм посвящен Богородице, ее Покрову, поэтому внутри больше всего икон именно с ее изображением.Вот Тихвинская икона Божьей Матери, которая очень почитается старообрядцами. Интересно, что здесь изображен Спаситель, который двумя перстами благословляет верующих, то есть именно тем жестом, который признают старообрядцы. Они почитают двоеперстие как апостольское предание.В храме на почетном месте всегда находилась икона святой Анфисы. Ведь именно в честь своей дочери, небесной покровительницей которой была эта святая, и был более 100 лет назад воздвигнут этот храм.Написана икона была где-то в конце 19 века, когда родилась дочь А.В. Мараевой — Анфиса и изначально была в личном владении хозяйки дома. Только после гибели дочери семейная святыня была передана в храм.Анна Васильевна всегда хотела, чтобы память о ее погибшей дочери сохранялась, и чтобы прихожане церкви постоянно за нее молились. Эта икона была в храме во все времена и сохранилась до наших дней.Вся храмовые предметы: подсвечники, паникадило были выполнены на известной фирме по изготовлению ювелирной церковной утвари. Далее экскурсовод показал нам вещи, которые можно увидеть только в старообрядческой церкви.Вот, например, необычное кадило на ручке. На нем изображено сердечко — символ души, горящей в молитве любовью к Богу. Во время службы наставник или лицо, которое его заменяет, кадит с его помощью крестообразно иконы и прихожан с крестным знаменем и поясным поклоном.А еще здесь есть молитвенные четки из 103 бусинок, специальные коврики для земных поклонов, старообрядческие кресты.Интересно, что изображения распятия на нательном крестике не допускалось. Считалось, что это более поздняя латинская традиция, а истинно верующему не подобает ходить с изображением Христа в нечистые места, например, в туалет.Поэтому старообрядцы используют простой четвероконечный крест. И всего их изготавливалось две разновидности: мужской (побольше) и женский (с небольшими узорами). Бывают, конечно золотые или серебренные, но это, как правило, исключения. В основном, используется самый простой вариант.Экскурсия в старообрядческую церковьПосетить Покровский собор в Серпухове можно только с экскурсией. Они организуются Серпуховским историко-художественным музеем, который находится рядом с храмом.Стоимость экскурсионного обслуживания для группы менее 5 человек фиксированная: 640 руб. Если компания больше, то с каждого берется плата:160 руб. — взрослые;120 руб. — пенсионеры;100 руб. — школьники.Фотосъемка внутри церкви запрещена. Экскурсия заняла по времени 50 минут.Художественный музей находится по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Чехова, д.87.Координаты (парковка): 54.90375, 37.42468. Кстати, для всех посетителей музея парковка предоставляется бесплатно, и время ее работы совпадает с графиком работы музея.На карте Вы можете определить точное местонахождение (нажимайте «+» или «-«, чтобы приблизить или отдалить изображение. И не забудьте выделить несколько часов, чтобы заглянуть в сам музей, где представлена богатейшая коллекция живописи, и еще работает множество других экспозиций. Более подробную информацию об этом музее, в также новые истории и легенды читайте в этой статье: «Серпуховский историко-художественный музей — богатейшая коллекция Подмосковья».Наша поездка состоялась 23 июля 2016 года. А еще в этот день мы посетили необычную и очень увлекательную выставку скульптур из бетона под открытым небом: «Берендеево Царство», от которой наша взрослая компания получила детское удовольствие! 😆Чтобы удобно путешествовать по Подмосковному Серпухову, можно легко снять в городе или пригороде квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом удобном месте.На карте ниже представлены другие достопримечательности Московской области, где мне удалось побывать. Подробнее о каждой из них можно посмотреть здесь.Поделитесь в комментариях внизу, а какие музеи в провинциальных городах Вы посещали и какие из них произвели самое большое впечатление.Узнайте больше про эти достопримечательности!Преображенский храм или Спасская церковь в старинной усадьбе БалашихиСерпуховский Высоцкий монастырь и икона «Неупиваемая Чаша»Введенский Владычный женский монастырь в Серпухове: древнейшая обитель ПодмосковьяСавва Сторожевский и его мужской монастырь в ЗвенигородеОставьте свой комментарий Cancel ReplyВаш электронный адрес останется в секрете и не будет опубликованНапишите, что Вы думаетеВаше имя* Ваш E-mail* Ваш сайт