Прасковья Жемчугова и Николай Шереметев: история любви крепостной актрисы и известного графа настолько трогательна, что до сих пор остается источником вдохновения для писателей, режиссёров и художников. На основе их любовного романа написано множество рассказов, сняты художественные и документальные фильмы. И все-таки мне хочется вновь вернуться к этой теме.

Старая, старая сказка

Мы живем в такой век, когда со всех сторон нас окружает если не жестокость, то просто черствость окружающих людей. А душа просит тепла, сочувствия, любви. Особенно любви не хватает нам в окружающем мире. Наверное, поэтому так трогают истории людей, которые жили не в лучшем окружении, но все-таки сумели найти свою любовь и, главное, отстоять ее, поднять над окружающей серостью и грязью и пронести как горящую свечу.

Почему мы так любим старую сказку про Золушку? Потому, что этот милый образ пленяет нас своей духовной красотой. И чтобы мы не говорили, не может наша душа не откликнуться на такую красоту. Золушке тяжело. Злая мачеха и ее дочери постоянно понукают ею. Однако, приходит добрая фея, которая помогает ей встретить принца.

Золушка и Принц, фрагмент из художественного фильма

Все счастливы. Но это в сказке. А как же в жизни?

Вспомните наших великих святых Петра и Февронию. Им тоже было нелегко. Как долго сомневался Петр, чтобы назвать женой свою возлюбленную, не имевшую дворянского происхождения. Как трудно ему было преодолеть сопротивление бояр. Как даже пришлось отказаться от княжества, чтобы остаться со своей любимой. Но ведь выдержал. И попросили прощения бояре, и вернулся он на княжеский престол вместе со своей любимой женой. Так русская Золушка – Февронья стала княгиней.

Святые благоверные Петр и Феврония Муромские

Есть история, связанная с тем, как рабыня стала женой турецкого султана и, фактически, повелительницей огромной империи. Это повествование хорошо известно многочисленным поклонникам современного турецкого сериала «Великолепный век». Его сюжет основан на реальных событиях, и рассказ ведется об истории любви юной девушки: наложницы гарема Роксоланы (другое ее имя Хюррем) и влиятельного Султана Сулеймана.

И вот еще одна Золушка: теперь Прасковья. Крепостная девушка влюбляется в своего хозяина – графа. Могла ли она мечтать, соединить с ним свою жизнь? Чем могла она привлечь богатого, образованного и состоятельного человека? Думал ли граф, что эта девушка изменит всю его жизнь? Давайте вместе проследим историю любви графа Шереметьева и Прасковьи Жемчуговой и попробуем ответить на эти вопросы.

Граф Николай Петрович Шереметев

Род Шереметевых был не только одним из самых богатых в России, но и оставил свой след в ее истории. Борис Петрович Шереметев первым в России получил графский титул.

Борис Петрович Шереметев

Его внук Николай Петрович (1751-1809), о котором и пойдет речь в этой статье, воспитывался вместе с принцем Павлом Петровичем. Николай Петрович Шереметев получил домашнее образование, и в 1768 году был пожалован в камер-юнкеры.

Николай Шереметев в детстве

Краткая биография Николая Шереметьева повествует, что он продолжил свое образование уже за границей. Он отправился в длительное четырехлетние заграничное путешествие по Европе. Посетил Голландию, Англию, Францию, Швейцарию, Германию. Слушал лекции в Лейденском университете. Учился игре на виолончели у парижского музыканта Ивара.

Николай Шереметев в юности

После возвращения принялся за государственную службу. Занимал должность обер-камердинера, потом возглавил руководство Московским дворянским банком. Он не пошел по пути своих предков и не стал военным. Как он сам говорил: «Треск оружия причиняет мне сильную головную боль». Душа его тянулась к искусству. Узнав, что его отец — Петр Борисович Шереметев – построил в усадьбе Кусково новый театр и предлагает ему взять на себя руководство им, Николай Петрович с восторгом принимает это предложение и с головой погружается в работу.

Николай Шереметев, художник В.Л. Боровиковский, 1812 год

Он начинает поиск талантливых детей в труппу театра. Благо, что выбор у него был большой. Двести тысяч крепостных душ принадлежали Шереметевым. Детей вместе с семьями переселяют в Кусково. Надо сказать, что актеры находились у него на привилегированном положении. Они были освобождены от всех других работ в усадьбе, кроме занятий музыкой, актерским мастерством, танцами, языками. Питались они так же, как и сам хозяин.

Николай не жалел средств на обучение крепостных артистов. Он отправлял их учиться в Москву и Петербург, причем обучали их не только актерскому мастерству, но и языкам, и стихосложению. Лучшие зарубежные мастера были приглашены для работы с труппой. Здесь работали французские и итальянские балетмейстеры, итальянские певцы и немецкие музыканты. Сценическому мастерству крепостных обучали лучшие русские актеры.

Шереметева часто можно было видеть в оркестровой яме во время спектакля со своей виолончелью или на занятиях с актерами по актерскому мастерству. Много внимания уделял он и оформлению спектаклей. Над этим работали крепостные художники и ремесленники. Смена декораций осуществлялась очень быстро и была хорошо продумана.

Театр процветал. Историк Пыляев писал, что Кусково привлекало так много зрителей, что «тогдашний содержатель московского частного театра Медокс обратился с жалобой к главнокомандующему Москвы князю А.А. Прозоровскому на графа Шереметева, говоря, что граф отбивает у него зрителей». В 18 веке существовала присказка. Если столица опустела, то ищите москвичей в Кусково.

По мнению света, Николай Шереметев был импульсивным, но довольно мягким человеком. Его называли баловнем судьбы, глубоко испорченным счастьем. Отец давно потерял счет фавориткам своего сына, но смотрел на это сквозь пальцы: «Пусть погуляет, пока молод, пригож и богат». Однако, наверное, остался бы он в русской истории простым барином, если бы не любовь.

Крепостная актриса Прасковья Жемчугова

А теперь перейдем к биографии Прасковьи Жемчуговой. Родилась она 31 июля 1768 г. в деревне Березники Юхотской волости Ярославской губернии (сейчас это Большесельский район Ярославской области).

По рассказам историков, Параша — таково было имя будущей крепостной актрисы — не была красавицей. Худенькая, с выступающими скулами, немного великоватым носом и прекрасными глазами, она перебралась в усадьбу Кусково вместе со своими родителями, будучи еще совсем девочкой. По отцу она носила фамилию Ковалева.

Ее отец Иван Степанович Ковалёв был крепостным кузнецом. И, наверное, довольно искусным, если Петр Борисович Шереметев (отец Николая Шереметева) выбрал его для строительства новой усадьбы, несмотря на его пагубную страсть к спиртному. В районе нынешней Вешняковской улицы в Москве располагалась их скромная изба.

Когда Николай Шереметев начал отбор в труппу талантливых детей, в их число попала 7-летняя Параша Ковалева. Она была передана на воспитание овдовевшей княгине Марфе Михайловне Долгорукой. Княгиня пригласила для ее обучения знаменитую русскую певицу и актрису Е.С. Сандунову. Девочку также обучали итальянскому и французскому языкам, игре на клавесине и арфе.

День маленькой актрисы был расписан по часам и, в основном, заполнен занятиями музыкой, танцами, актёрским мастерством. Современники отмечали, что в группе других актеров она ничем не выделялась до тех пор, пока не звучал ее удивительный голос.

В 1779 году Параша впервые вышла на сцену в небольшой роли служанки. Однако, ее восхитительное сопрано покорило всех приглашенных гостей, не оставив равнодушным и самого Николая Шереметева. Ей было 10 лет. В следующей опере девочка получила главную роль. Выступала она теперь под псевдонимом – Жемчугова. Новую фамилию дал ей Николай Шереметев. Он любил давать актерам псевдонимы по названию драгоценных камней. Так появилась Параша Жемчугова.

Параша к 12 годам уже знала французский и итальянский языки, музицировала на клавикордах и знала правила тогдашнего этикета. Даже заграничные учителя дивились ее таланту. Откуда у этой девочки такой реализм в игре? Слухи о прекрасной актрисе поползли по Москве. Многие мечтали посмотреть ее игру.

Николай Шереметев построил в Кусково новый театр. В 1787 году на его открытие прибыла Екатерина II. Ставилась опера Гретри «Браки самнитян». Прасковья Жемчугова играла роль Элианы. По сюжету оперы Элиана борется за свою любовь против социальной несправедливости, не позволяющей молодым людям самим выбирать себе супругов. Переодевшись в мужскую одежду, Элиана решает, что лучше погибнуть в бою, чем выйти замуж за нелюбимого. Как созвучна была эта тема для Прасковьи. В ее удивительном пении было столько любви и искренности, что равнодушных не было. Вокальная партии специально для нее была еще усложнена, чтобы дать возможность показать необыкновенный диапазон ее голоса.

Это была одна из лучших партий Прасковьи Жемчуговой. Императрица настолько осталась довольной ее игрой и пением, что подарила ей перстень с бриллиантом со своей руки. Неизвестный художник оставил нам портрет Прасковьи Жемчуговой в роли Элианы.

Крепостная актриса Прасковья Жемчугова в роли Элианы, неизвестный художник

Как Золушка стала графиней

Трудно сказать, когда граф впервые почувствовал, что влюбился в свою актрису. Вероятно, это случилось, когда ей было 15 или 16 лет. Надо ли говорить, что она уже давно замирала при его появлении. Что их объединило? Думаю, что, в первую очередь, искусство. Помните, как в современной песне про Маэстро: «У нас одна святая к музыке любовь!».

Когда Прасковья появлялась на сцене, она преображалась, удивительно сливаясь с тем образом, который в данный момент представляла. Ее большие глаза сияли, а великолепный голос просто завораживал. К тому же, ее чистая душа не могла быть не замечена графом. Слишком «опытным» был он в сердечных делах и привык, что девушки всегда требовали от него каких-то послаблений и подарков. Прасковья не требовала ничего. Ей нужен был только он.

Вот портрет Прасковьи Жемчуговой, написанный в 1789 году крепостным художником Иваном Аргуновым. На портрете ей 21 год.

Портрет молодой графини Прасковьи Шереметевой, художник Иван Аргунов, 1789

В 1788 году умер отец Николая Шереметьева — Петр Борисович. Николай стал наследником огромного состояния. Он всегда немного побаивался отца, а теперь почувствовал себя свободным. И… загулял. Он забросил театр. Актеры волновались, не зная, что теперь с ними будет. Только один человек мог повлиять на Николая, это — Прасковья. Она взяла на себя заботу о театре и вскоре «вернула к жизни» графа. Театр стал оживать, но теперь в нем был не только хозяин, но и хозяйка. Ее начали называть не иначе как Прасковья Ивановна.

Портрет Прасковьи Жемчуговой, неизвестный художник

Легко представить, сколько злобы обрушилось на эту пару. Граф Шереметев был завидный жених с огромным состоянием. Многие знатные девушки претендовали на его руку. Прасковью Ивановну Ковалеву (Жемчугову) ненавидели и свои крепостные актрисы, которые ей сильно завидовали, и представительницы знати, которые справедливо видели в ней соперницу. Однако граф смело заявил, что не женится ни на ком, кроме нее.

Он написал прошение императору Павлу I, с просьбой разрешить ему жениться на крепостной актрисе. Такое письмо не вызвало понимания у императора. Многие помещики имели целые гаремы из крепостных девушек. Ни одна из них не смела отказать своему хозяину или его гостям. Зачем же жениться?! Император недоумевал. Недоумевали и все друзья Николая Петровича. Но Шереметев не отступал.

Жизнь в Кусково стала невыносимой для Прасковьи Ивановны. Желчь и зависть окружали ее со всех сторон. Граф, опасаясь, что ее отравят, увез Прасковью Ивановну из Кусково и построил ей новый театр в Останкино. Позднее в 1798 году он дал ей вольную. Вольную получили и все члены ее семьи. Трудно сказать, почему он не сделал этого раньше. Может быть, боялся, что, получив свободу, она может оставить его. Но как же он был не прав!

Решив жениться на Прасковье Ивановне, граф выправил ее документы. За большие деньги удалось показать, что Прасковья Ковалёва принадлежит древней дворянской польской фамилии Ковалевских. По документам получалось, что предок ее попал в русский плен, а его потомки нашли пристанище в доме Шереметевых.

Итак, по документам больше не было крепостной крестьянки, а была дворянка панна Параскева Ковалевская.

6 ноября 1801 года состоялось тайное венчание Графа Шереметева с Прасковьей Жемчуговой в церкви Симеона Столпника на Поварской. Присутствовали только свидетели. Шереметев не решился предать этот факт огласке. После замужества крепостная актриса Жемчугова стала графиней Шереметевой.

Портрет графини Шереметевой в ожидании сына, художник Иван Аргунов

В 1803 году Прасковья Ивановна родила сына Дмитрия. Мы никогда не узнаем, были ли у нее с графом еще дети, рожденные ранее. Ибо побочных господских детей обычно передавали на воспитание в крепостные семьи, и судьба их оставалась неизвестной. Но Дмитрий родился в венчаном браке, и имел полное право на графский титул.

Сейчас во многих источниках указывается, что Прасковья Ивановна уже была больна чахоткой (туберкулезом) во время беременности, а роды ее сильно ослабили. Трудно поверить, что чахоточная женщина решается рожать, не подумав о том, что болезнь может отразиться на ребенке.

А вот в книге историка того времени М.И. Пыляева «Забытое прошлое окрестностей Петербурга», вышедшей в 1889 году, прямо указывается, что «эта достойная женщина была отравлена».

Родила она легко. Все были счастливы. Через три дня после родов состоялось крещение младенца. Прасковья наблюдала за таинством через специальное окошечко в храме. Но в этот день в доме появилось много чужих людей. И именно в этот день к вечеру ей стало хуже. Через три недели она умерла. Любимая жена графа Шереметева скончалась в петербургском Фонтанном доме 23 февраля 1803 года, на двадцатый день от рождения ее сына. Ей было всего 34 года.

Николай Петрович был безутешен. Он начал расследование обстоятельств смерти жены, но потом вдруг неожиданно отказался от него, видимо, опасаясь за жизнь сына, судьба которого оказалась под угрозой. Им был издан специальный указ о сохранении жизни младенца. Последнего охраняли с оружием в руках. Вход к нему был разрешен только по специальным пропускам.

По горькой иронии судьбы, сразу после смерти жены граф получил письмо от уже нового императора Александра I, который давал разрешение на их брак. А значит несколько последних дней она была графиней даже с точки зрения общества. Но Прасковья Ивановна так и не узнала об этом.

Портрет графини Прасковьи Ивановны Шереметевой в полосатом халате, художник Иван Аргунов

Граф написал трогательное письмо-завещание сыну, в котором рассказал ему о своей любви к его матери.

«…Я питал к ней чувствования самые нежные… наблюдая украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою… Постыдную любовь изгнала из сердца любовь постоянная, чистосердечная, нежная, коею навеки я обязан покойной моей супруге…»

Узнать о причине ее смерти ни отцу, ни сыну было не суждено.

Сохранилась вышивка Прасковьи Ивановны. Сейчас она находится в Музыкальной гостиной Дворца в Кусково.

Вышивка Прасковьи Шереметевой, дворец в Кусково, Москва

На ней изображены 22 цветка, вероятно, по числу лет, которые они были вместе с графом. Последние три цветка вышиты золотом. Можно предположить, что первый золотой цветок соответствует 1800 году, когда состоялось их обручение. Второй – 1801 году, когда состоялось венчание. Третий – рождению сына. На этом цветы заканчиваются.

После смерти жены Николай Петрович сильно изменился. Он распустил крепостной театр и занялся благотворительностью. Главным делом его жизни стало строительство странноприимного дома, в котором сегодня расположен научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского. Это была последняя просьба его супруги.

Институт Склифосовского, Москва

В завещании, обращенном к сыну, он написал: «В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба».

Медаль Шереметевы, Спешите делать добро

Вряд ли мы узнаем в этих словах молодого блистательного графа Николая Шереметева, безнадежно «испорченного счастьем». Это написал уже совсем другой человек. Николай Шереметев пережил супругу только на 6 лет.

А в память о Прасковье Ивановне На востоке Москвы в районе Вешняки появилась аллея Жемчуговой, протянувшаяся от места, где стоял ее дом до усадьбы Кусково.

Аллея Жемчуговой в Москве, рядом с дворцом в Кусково

В 1994 году был снят российский телевизионный художественный фильм «Графиня Шереметева».

Похоронены Прасковья Ивановна и Николай Петрович в Петербурге, в Александро-Невской лавре, в фамильной усыпальнице графов Шереметевых. На могиле Прасковьи Шереметевой можно прочитать эпитафию, составленную любимым мужем:

«Храм добродетели душа ее была,
Мир, благочестие и вера в ней жила…»

Могила Прасковьи Жемчуговой и Надпись на ней

Судьба сына Шереметева и Жемчуговой

Согласно воле отца, маленькому графу Дмитрию (1803 – 1871) были назначены опекуны.

Граф Дмитрий Шереметев в детстве, художник Н.И. Аргунов, 1804 год

Однако, среди них не было его родственников. Родственники отца не смогли принять ребенка, рожденного от неравного брака, а родственники матери не смели этого сделать. Тем не менее Дмитрий Шереметев, сын Жемчуговой, получил блестящее образование. И в семнадцать лет был пожалован в камер-пажи, а затем поступил на военную службу в Кавалергардский полк, где служили по традиции все представители рода Шереметевых.

Дмитрий Шереметев, художник О.А. Кипренский, 1824 год

Во время восстания декабристов в 1825 году он должен был участвовать в подавлении мятежа как верный царский подданный. Но мысль о том, что надо совершить насилие, была для него невыносима. К счастью его конь поднялся на дыбы и едва не сбросил седока. Тут Дмитрий Николаевич увидел знакомого барона, которому оторвало руку, бросился ему на помощь и сопровождал до Фонтанного дворца. Больше он не пытался вступать в бой, сославшись на горячку, которой он, действительно, потом заболел.

От матери Дмитрий Николаевич унаследовал любовь к музыке и пению. Был талантливым композитором, создал первую в России бесплатную музыкальную школу с помощью друга Дмитрия Бортнянского.

Его дом на Воздвиженке всегда был полон гостей. Многие откровенно жили за его счет. По своей искренней доброте он никому не мог отказать, да и не пытался этого делать, используя значительную часть своих средств на благотворительность. В ходу было выражение: «Жить за Шереметевский счет».

Женился Дмитрий Николаевич в 1837 году на своей дальней родственнице Анне Сергеевне Шереметевой (1811—1849). Это был брак по взаимной любви.

Анна Сергеевна Шереметева, жена Дмитрия

Объединила их, как когда-то и его родителей, любовь к музыке и искусству. Анна Сергеевна была блистательным музыкантом, страстной поклонницей Листа и Шопена. Во время гастролей последних в России многие их концерты проходили в ее доме. А Фредерик Шопен даже посвятил ей прекрасный этюд «Листок из альбома». Она удивительно пела и была человеком редкой души, да и внешняя ее красота мало кого оставляла равнодушным.

Портрет Анны Сергеевны Шереметевой, жены Дмитрия Николаевича Шереметьева

Анна Сергеевна родила Дмитрию Николаевичу сначала сына Николая (1839—1843), который, к сожалению, умер в младенчестве от скарлатины, а потом сына Сергея (1844—1918).

Однако, Дмитрий Николаевич стал замечать, что красота его жены не осталась незамеченной государем Николаем I. Желая предотвратить конфликт, он немедленно подал в отставку и увез Анну Сергеевну в Кусково. Государь был в гневе. Но им с женой удалось переждать его раздражение вдали от столицы, где они устраивали прекрасные музыкальные вечера и занимались благотворительностью.

Как завещала бабушка Прасковья Ивановна Жемчугова-Шереметева они устраивали беспроигрышные лотереи для сотен невест–бесприданниц. Надо отметить, что воля Прасковьи Ивановны чтилась неукоснительно всеми потомками Шереметевых. А современные представители Шереметевых почитают ее как Ангела-хранителя рода.

Счастье супружеской пары оборвалось неожиданно. Во время обеда Анне Сергеевне подали бульон, который оказался отравленным. Умерла она мгновенно.

Дмитрий Николаевич очень переживал потерю жены. Заперся в своей комнате и долго не выходил из нее, отдавая лишь отдельные распоряжения по поводу маленького Сережи, который, подобно его отцу, остался в пять лет без матери. Так удивительно повторилась судьба отца в судьбе сына.

От расследования преступления и поиска отравителя Дмитрий Николаевич отказался. Как глубоко верующий человек, он решил, что карать должен только Господь. Так когда-то поступил и его отец. Эта тайна рода Шереметевых тоже осталась нераскрытой.

Спустя несколько лет, Дмитрий Николаевич предпринял новую попытку жениться. Возможно, хотел, чтобы его сын обрел мать.

Его вторая жена – Александра Григорьевна Мельникова (1825—1874) сумела увлечь самого богатого жениха своим дивным голосом. Граф Дмитрий Николаевич приходил в восторг от ее пения.

Графиня Александра Григорьевна Шереметева, художник И.А. Тюрин

Она родила ему сына Александра (1859—1931) и дочку Екатерину (1860—1861).

Сергей Дмитриевич и Александр Дмитриевич Шереметевы

Ей удалось получить необыкновенную власть над своим мужем, чем она и пыталась воспользоваться, чтобы отобрать все права на наследство у Сергея Дмитриевича — сына графа от первого брака, и заставить мужа переписать завещание в пользу ее сына — Александра. Граф едва не совершил эту ошибку. Но, видно, Господь отвел. Дальше супруги жили врозь.

Дмитрий Николаевич жил в Кусково, а Александра Григорьевна — в роскошном имении Шереметьевых Высокое под Смоленском. Соседи ее не любили и называли «колдуньей». Говорили, что она была похожа на Пушкинскую «Пиковую даму». Умерла она в полном забвении.

Свою затворническую жизнь в Кусково Дмитрий Николаевич считал неким искуплением за прошлые грехи. Он не прекращал дел милосердия. На его деньги строились различные храмы и часовни, приюты и богадельни.

Умер он в 1871 году на пороге своего кабинета.

Его сын Сергей Дмитриевич потом писал: «Крестьяне несли его на руках через всю Москву, к пути следования в Александро–Невскую Лавру, где, согласно завещанию, погребен он был рядом с отцом и матерью, графиней Прасковьей Ивановной. Когда он лежал в гробу, черты лица его выпрямились, и меня поразило сходство его с нею!».

Вот такие необычные истории любви и переплетения судеб нескольких поколений графского рода Шереметевых. А сейчас приглашаю вас в знаменитую усадьбу Кусково в Москве, где влюбленные Прасковья и Николай Шереметевы провели столько счастливых лет вместе.

На карте ниже представлены достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

Поделитесь в комментариях внизу, а какие еще захватывающие истории любви вам известны, рассказы о каких из них произвели самое большое впечатление и запомнились.

Оставьте свой комментарий

Ваш электронный адрес останется в секрете и не будет опубликован